Доступная среда

Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)

Специально оборудованные учебные кабинеты

Создание доступности образовательного пространства в современном обществе — приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В образовательной политики Российской Федерации прописано: «Особое внимание  требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации  детей с ограниченными возможностями здоровья, детей — инвалидов…»

  Безбарьерная (или доступная) среда в широком смысле — это среда, которая создаёт лёгкие и безопасные условия  для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, «безбарьерная» среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство  с минимальной помощью посторонних.

  Поэтому функциональная задача образовательной организации — найти способы решения, обеспечить ту самую «безбарьерную среду».

Объекты для проведения практических занятий

Кабинет педагога – психолога

Педагог-психолог в кабинете проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер   развития воспитанников, диагностику психического развития воспитанников на каждом возрастном этапе, также диагностику психологической готовности ребенка к обучению в школе, консультации для родителей.   Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей,   обеспечению  их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

Учебно-методические пособия для обследования и развития интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: (счетный   материал, вкладыши, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор карточек на обобщающие темы, развивающие игры, игровые наборы, пособия для формирования логики, восприятия,   координации движений,  мелкой моторики).

Имеется дидактический стол для проведения песочной терапии.

В каждой группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи имеется специально отведенное место для учителя-логопеда, которое оснащено специальным оборудованием для развития и коррекции нарушений речи: зеркалом, дидактическими играми, пособиями, наглядным материалом для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.

Учебно-методические пособия:

 а) для коррекционной логопедической работы:

 по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации   поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления и автоматизации звуков и др);
 по фонетическому восприятию (наборы картинок, наглядный материал, пособия, игры, тетради для развития фонетического слуха);
 по лексико-грамматическому строю речи (дидактические игры, наборы картинок, пособия);
по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для   пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам

 Также в своей работе учитель-логопед использует  картотеки: (артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных   картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации),

 пособия и материалы:  на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие   мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, вкладыши, трафареты); по обучению грамоте (настенная азбука, кассы букв и слогов,   предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звуко-буквенного анализа и синтеза

Музыкальный зал оснащен необходимым оборудованием и материалами для музыкально-ритмической деятельности, предназначен для проведения музыкальных занятий, утренних гимнастик с детьми, утренников, развлечений, связанных с музыкально – ритмической деятельностью детей всех возрастных групп, для просмотра и показа различных спектаклей.  В музыкальном зале имеются необходимые атрибуты и оборудования: музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон, баян, бубны, трещотки, металлофоны, треугольники, ложки, флажки, цветы, корзинки, зонтики и другой дидактический материал. Также имеется ширма для проведения кукольных театров, большое разнообразие костюмов, аксессуаров для театрализованной деятельности.

Спортивный зал оснащен необходимым оборудованием и материалами для физического развития, предназначен для проведения физкультурных занятий, утренних гимнастик с детьми, организации индивидуальной работы.

Библиотека

В МДОУ «Детский сад № 1 «Звёздочка» комбинированного вида» г. Шиханы отдельного помещения библиотеки нет. Литература находится в методическом кабинете. Кабинет укомплектован учебно-методическими пособиями, справочными изданиями, детской художественной литературой, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Книги укомплектованы по возрастному принципу.

Спортивные объекты

В МДОУ «Детский сад №1 «Звёздочка» комбинированного вида» г. Шиханы имеется спортивный зал. В нем расположено оборудование и атрибуты для проведения физкультурно-оздоровительной работы с учетом требований Программы, в том числе для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Все спортивное оборудование установлено в соответствии с требованиями безопасности здоровья и детского травматизма, санитарными требованиями.

    В спортивном зале имеется следующий спортивный инвентарь: шведская стенка, гимнастические скамейки, наклонные доски, кубы, дуги, баскетбольные щит, стойки, детские тренажеры, маты,  мешочки с песком, мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки, веревочки, кольцебросы, кегли, конусы, комплект оборудования для профилактики плоскостопия и нарушения осанки и др.).

   В каждой группе имеются спортивные уголки для проведения спортивных игр в группе, пособия для проведения закаливающих мероприятий.

   На территории МДОУ имеется спортивная площадка, также прогулочные участки, оборудованные малыми архитектурными формами, физкультурным оборудованием.

Средства обучения и воспитания

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Имеющиеся в МДОУ средства обучения:

  • печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
  • электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы и т.п.);
  • аудиовизуальные (слайды);
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • демонстрационные(муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
  • спортивное оборудование и т.п.).

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Принципы использования средств обучения:

  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
  • сотворчество педагога и обучающегося;
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

    Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению основной образовательной программы, но и при проведении режимных моментов.

     Развивающая предметно – пространственная среда групп содержательно-насыщена, трансформируемая, полифункциональна, доступна и безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры»), оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей.

Средства обучения и воспитания

Физическое развитие

  • Обручи пластмассовые
  • Палки деревянные гимнастические
  • Палки пластмассовые гимнастические
  • Мячи разного диаметра
  • Набор кеглей
  • Дуги для подлезания
  • Коврики массажные
  • Корригирующая дорожка
  • Скамейки для ходьбы
  • Щиты для бросания
  • Кольцеброс
  • Мешочки для равновесия
  • Скакалки детские
  • Шнуры
  • Канат для перетягивания
  • Флажки разноцветные
  • Ленты
  • Лесенка-стремянка
  • Маты
  • Тренажеры

Познавательное развитие

  • Наборы тематических предметных карточек
  • Серия демонстрационных сюжетных тематических картин
  • Домино с цветными изображениями
  • Шнуровки различного уровня сложности
  • Игрушки-персонажи
  • Набор плоскостных геометрических фигур
  • Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм
  • Дидактические игры
  • Муляжи фруктов и овощей
  • Вкладыши
  • Пирамидки различной величины

Речевое развитие

  • Стимульный материал
  • Наборы предметных карточек по темам
  • Набор сюжетных карточек по темам
  • Предметные игрушки-персонажи
  • Комплекты детских книг по темам
  • Иллюстрации к детской художественной литературе

Художественно-эстетическое развитие

  • Магнитная доска
  • Мольберт
  • Изделия народных промыслов
  • Тематические комплекты карточек для лепки, аппликации, рисования
  • Иллюстрации, репродукции картин
  • Бумага для рисования
  • Стаканчики
  • Трафареты
  • Кисточки
  • Карандаши простые, цветные
  • Мелки восковые
  • Бумага цветная
  • Картон цветной, белый
  • Пластилин
  • Доска для работы с пластилином
  • Комплекты CD-дисков с музыкальными произведениями
  • Набор шумовых музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, барабан, погремушки)
  • Металлофон
  • Комплекты костюмов театрализованной деятельности
  • Шапочки для театрализованной деятельности
  • Ширма для кукольного театра настольная, напольная
  • Игрушки-персонажи
  • Флажки разноцветные
  • Куклы
  • Мишура
  • Напольный конструктор деревянный
  • Наборы настольного конструктора

Технические средства обучения

Экранно-звуковая аппаратура:

  • Пианино
  • Синтезатор
  • Музыкальный центр
  • Телевизор

Вспомогательные технические средства:

  • Цифровой видеопроектор
  • Экран

Носители информации:

  • Тематические презентации
  • Цифровые музыкальные аудиозаписи
  • Фонотека, видеотека

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Доступ категорий инвалидов на объект  по зонам с сопровождением

Подходы к объекту

(доступна частично, нужна помощь сотрудника ДОУ)

 

Входной узел (доступна частично, нужна помощь сотрудника ДОУ)                                                                           

Пути движения внутри здания        (1 этаж)

(доступна частично, нужна помощь сотрудника ДОУ)

 

Помещения, место обслуживания инвалидов (1этаж)

(доступна частично, нужна помощь сотрудника ДОУ)

 

Санитарно-гигиенические помещения(1 этаж)

(доступна частично, нужна помощь сотрудника ДОУ)

 

Автостоянка

 не имеется

Предоставление услуг в дистанционном режиме 

Представляется  с 01.05.2020 г., как дополнительный ресурс на дошкольных группах

Предоставление услуг по месту жительства инвалида (на дому) 

Услуга не предоставляется

Укажите на наличие/отсутствие средств доступа в здание: пандусы, электроподъемники и другие. При отсутствии указать: Конструктивные особенности здания ДОУ «Название сада» не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Укажите, что тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации присутствуют (либо – отсутствуют)

Специальные условия питания

В учреждении организовано сбалансированное  питание в соответствии с примерным 10-дневным меню, утверждённым заведующим МДОУ.

Питание детей  осуществляется в соответствии санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"

Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.

Специальные условия охраны здоровья

Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.

Медицинское обслуживание детей в МДОУ осуществляется старшей медицинской сестрой. Медицинский блок состоит из медицинского и процедурного кабинетов.

Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям:  весы медицинские; ростометр,  имеется необходимое количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи. Здесь же происходит осмотр детей. Для обезораживания воздуха в группах используют бактерицидные рециркуляторы.

В образовательном учреждении с целью охраны  здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

·мероприятия по обеспечению адаптации воспитанников к условиям образовательного учреждения;

·осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;

·обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;

·осуществление контроля за физическим,  гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;

·осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует  санитарным правилам СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" от 28.09.2020 № 28.

 Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.

В Учреждении имеются спортивный зал, спортивная площадка с необходимым оборудованием для организации занятий по физической культуре. С воспитанниками организуется непрерывная образовательная деятельность  по физической культуре 3 раза в неделю. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в ООП, АООП, АОП ДО.

Разрабатывается режим дня детей в МДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.

Составляется расписание НОД для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.

В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.

Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в МДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.

Доступ к информационным системам

Воспитанники детского сада  не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается.

Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

Электронные образовательные ресурсы

https://edu.ru/login - Российское образование;

https://dob.1sept.ru/  - 1 сентября;

https://e.stvospitatel.ru/ - Справочник старшего воспитателя

https://allforchildren.ru/ - Все для детей;

https://playroom.com.ru/prazdnik.php - https://playroom.com.ru/prazdnik.phpатериалы для организации детского досуга;

https://www.maam.ru/  - Международный образовательный портал для педагогов;

https://www.gallery-projects.com/index.php?option=com_content&view=article&id=91 - Журнал "Детский сад будущего"

http://detsad-kitty.ru – «Детсад» - сайт для детей и взрослых. 

http://razigrushki.ru -  «РазИгрушки» - сайт для детей и их родителей.

http://www.baby-news.net – «Baby news» - Огромное количество развивающих материалов для детей, сайт будет интересен и родителям и детям.

http://www.1umka.ru - «Умка - Детский развивающий сайт». 

Специальные технические средства обучения

В МДОУ  имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи):

Кабинет учителя- логопеда содержат:

— материалы и игры по темам

— зеркало

— игрушки для развития правильного речевого дыхания

— картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков

— логопедические альбомы для обследования

— предметные и сюжетные картинки по лексическим темам

— настольно-печатные дидактические игры

— методическая, дидактическая, справочная и художественная литература

Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернат на балансе МДОУ «Детский сад №1 "Звёздочка" комбинированного вида» отсутствуют

Жилые помещения в общежитии, интернате

Жилых помещений в общежитии, интернате при МДОУ «Детский сад №1 "Звёздочка" комбинированного вида» не предусмотрено

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie